Tuesday, November 28, 2006

Москва Музей старинных автомобилей на Рогожском валу

Музей ретро-автомобилей (Москва, ул. Рогожский вал, д. 9/2, метро "Площадь Ильича").


В последние несоклько лет музеи и коллекции старинных автомобилей стали плодится как мухи. Еще пять лет назад из общедоступных был только Политехнический музей и вечно закрытый Музей АЗЛК. Сейчас их известных мне еще по крайней мере -5, в порядке посещения - Музей Авторевю, Ломаковка, Коллекция Музея Ретро-автомобилей на Рогожке, и два которые не посещал - Мосфильм и Музей Техники по дороге в Архангельское, но коллекция которого регулярно выставляется на выставках. Так же можно добавить коллекцию автомобилей (относительно небольшую) в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе.
То есть с авто сейчас проблем увидеть нет, есть большие проблемы увидеть что-либо оригинальное. Последним из мест где я был - Музей на Рогожской улице в здании Бывшего автокомбината. Общее впечатление - наверно лучший их музеев на территории внутри МКАД. Автомобили стоят свободно, можно подойти с любой из сторон, по разрешению подергать ручки, открыть капот. Удобное время работы - до 20-00. Автотранспорта и много не много одновременно, не устанеш от однообразия. Наряду с коллекцией (достаточно традиционной) транспорта советских времен, интересная подборка автомобилей из-за рубежа.
Я не являюсь квасным патриотом, но всегда тяжело понимать, насколько мы всегда отставали не только в дизайне, но и в технике. Воспитанный на Шугурове, За рулем и Технико-молодежи и Американском кино, мне казалось что если наш российский автопром и отставал, то только немного. Настоящим культурным шоком стали музеи в Чехии - Политехническом и Бронетанковом. Чешские, австрийские и немецкие машины, обычные гражданские, которые строились еще в 30-х годах, дадут нашим машинам 60-х фору по всем параметрам. После этого начнешь понимать, почему наши "товарищи по соцлагерю" нас не любили. Для них попадание под нашу опеку было шагом назад. Так вот коллекция автомобилей на Рогожке как рази показывает, какие автомобили делал еще в 30-е году сумрачный немецкий гений, не только для бонз третьего рейха, но и для так как среднего класса.
В прочем и этот музей "заболел" - точнее заразился от музея Авторевю - собирательством не только автомобилей, но и всего что относится к жизни - пылесосы, швейные машинки, и т.д. и т.п. Кому как,а лично мне нравится. Осталось сделать еще один шаг и ставить машины не просто так, а привязывать к истории - точнее к историческому окружению, маникенам, одежде, стилю, как например показал Музей Авторевю на последней выставке в Крокус-экспо - сценка с Москвичем и постовым.
Коллекция музея включает в себя из российского автотранспорта неплохой подбор автомобилей ГАЗ, околовоенные ЗИЛы и Ранние Москвичи.
Начнем по Timeline:

В любом автомузее легковые автомобили ЗиЛ (ЗиС) непременно становятся Айстоперамами - главными в экспозиции, так и музее на Рогожке. Первый советский серийный представительский авто - ЗиС-101 с кузовом лимузин был построен как калька модели Бьюик-32-90 в 1936 году . В 1940 году его вид обновили в соответствие с "передовым" дизайном американских автомобилей и выпускали вплоть до 1941. Всего было выпущено почти 9 тысяч таких автомобилей. В музее модель ЗиС-101А (1940) года:
Как это не удивительно но первым серийным послевоенным легковым автомобилем стала машина представительского класса - ЗиС-110. Прототипы ЗиС-110 были изготовлены ещё во время войны на основе Паккарда Супер 8 1942 года, один из
которых был подарен И.В.Сталину президентом США Франклином Делано рузвельтом. Но сам ЗиС по всем параметрам отличался от заокеанской машины и был с ней полностью не взаимозаменяем, даже по кузовным автомобилям.

На базе ЗиС-110 был построен ЗиС-115 с бронированным кузовом для высших партийных деятелей, модель которая есть в музее:



Автомобили ГАЗ:
Первый автомобиль ГАЗ-А с кузовом Фаэтон (1932) - калька в FORD-A, в коллекции музея есть образец именно американской машины Ford-A:

Уже в 1933 году в Америке начали выпускать на смену моделям А и В - Ford-40 с совершенно новым типом кузова и двигателем. По договору об обмене технологиями уже в 1934 году подготовитди к производству ГАЗ-М1 - знаменитую ЭМКУ, производство которой начали в 1936 году. В коллекции два ГАЗ-М1 в варианте такси и "общегражданском".


К концу сороковых четырехцилиндровый двигатель ГАЗ-М устарел и на Газе сделали шестицилиндровый ГАЗ-11 для всей гаммы автомобилей. Модификация Эмки с этим двигателем стала называться ГАЗ-11-73 (1940 год) и выпускался вплоть до начал войны.
В коллекции музея ГАЗ-11-73 в военной шинели:

В 1941 году на ГАЗе начали выпуск первого русского джипа - ГАЗ-64, которого в 9142 году сменил автомобиль с широкой колеей ГАЗ-67. Модификация со штампованной решеткой, которая есть в музее, ГАЗ-67Б начала выпускаться в 1945 году:

Послевоенный период связан с освоением большего числа моделей новых компоновок и конечно самой известной и первой машиной для нас с несущим кузовом была Победа - ГАЗ-20. Автомобиль начал выпускаться в 1946 году, в 1949 году выпустили модифицированную модель, в которой устранили основные недостатки:
В 1955 году начали выпуск обновленной третьей серии машин ГАЗ-20В, в которой по сравнению с предыдущей серией провели так называемый "Фейслифтинг". В коллекции два автомобиля третьей серии - один из которых встречает гостей на улице - прямо перед входов в ворота музея:
Одновременно с началом производства машин для инженеров - ГАЗ-20 и налаживания машин для председателей обкома ЗИЛ-110, встал вопрос а на чем ездить красным директорам - в 1948 году ГАЗ получил задание выпустить машину промежуточного класса. Скопировав у Бьюика общий дизайн на ГАЗе в 1948 году начали выпуск тяжелой машины с несущим кузовом ГАЗ-12 (ЗИМ-12). (тогда завод временно переименовали после смерти товарища Молотова в ЗИМ). Но даже мы всегда называли эту машину просто ЗиМ. В коллекции музея две таких машины в гражданском исполнении и в виде такси:
Параллельно в 1950 гду выпустили автомобиль символ эпохи - ГАЗ-69, известный под маркой "Козел". В колекции восьмеместный двухдверный ГАЗ-69 (1953):
В 1946 году на ГАЗе начали выпуск новой модели самого массового грузовика 40-50-60-70-х годов ГАЗ-51. В 1955 году начали производство машины с цельнометаллической кабиной. В музее можно увидеть в экспозиции ГАЗ-51 и на улице раритетный ГАЗ-51 в исполнении седельный тягач:
В1956 году параллельно с Победой на ГАЗе начали выпуск принципиально новой машины ГАЗ-21 "Волга" на двадцать лет определившей советское легковое автомобилестроение. Различают три основных серии машин - первую с решеткой типа "звезда", в стиле ЗИМа, вторую - "акулья пасть" - возврат к первоначальному дизайну и "китовый ус" - последняя модификация. В коллекции две машины второй и третьей серий.
ГАЗ-21И (1958)
ГАЗ-21Л (1962)

К концу 50-х волга заняла место директорского автомобиля, а послевоенные ЗИЛы устарели и на ГАЗе и ЗиЛе были выпущены новые модели представительского класса, обе построенные на мотивах американского полноразмерника Паккард-Карибиен 1955 года. ГАЗ-13 "Чайка", или просто Чайка - так назывались в народе по моему обе представительские , выпускался с 1959 года и был снова рамным.

В течении пости 10 лет с 1960 по 1970 наш автопром словно замер, попытавшись в начале 70-х сделать очередной рывок вперед. А ГАЗ выпустил автомобиль ГАЗ-24 "Волга", который в том или ином виде выпускается и до сих пор - 36 лет в современном мире это суперантирекорд - на улице у музея стоит Волга ГАЗ-24 в варианте "такси" - классика для советского гражданина:

Коллекция автомобилей АЗЛК включает в себя четыре автомобиля Москвич и их общего предка Опель-Кадетт.
Начинается история с модели Опель-Кадетт-К38 - машина модели 1938 года, которая в предвоенный период была выпущена почти 100 тысячным тиражом:
Москвич-400 был на самом деле не просто копией, а в чистом виде Опель Кадетт образца 1938 года, за исключением дверей, штампы на которые были утеряны при перевозке из Рюссельсхайма, и которые были изготовлены заново. Командующий американской оккупационной зоной даже не взял денег, привезённых советской делегацией, и распорядился отдать русским всё необходимое с завода Опель.
По заводской нумерации машина имела обозначение Москвич-400-420 (где- 400 тип двигателя, 420-тип кузова). Выпускавшуюся с 1947 года модель сменила в 1954 новая модель 401-420 - с новым двигателем:
Отход от модели Опель-Кадет начался в 1956 году когда на базе двигателя, коробки передач и заднего моста Москвича-400 начали выпуск новой модели Москвич-402 с совершенно иным дизайном. После модернизации двигателя в верхнеклапанный в 1958 году начали выпуск автомобиля второго послевоенного поколения Москвич-407. В коллекции два таких автомобиля, один из которых привлекает посетителей на улице:
Только в 1968 году удалось избавится от наследия Опеля, когда на базе корпуса 408 машины и нового 412 двигателя был начат выпуск Москвича-412, ставшего с ВАЗ-2101 и ГА_24 основой массовго автомобилестроения в СССР.

Последний экспонат Москвичевского раздела символичен, как и история самого завода - модель последней собственной разработки - Москвич С-1, только модель, хотя оригиналды тоже можно увидеть в музее Авторевю.




Начав рассказ о музее с самых "дорогих" автомобилей в СССР, целесообразно закончить коллекцию советского автопрома самой дешевой моделью - ЗАЗ-968, одной из последних модификаций малолдитражки ЗАЗ, третьего послевоенного поколения:

В музее Ретро-автомобилей лично для меня самым интересным был японский "джип" - утилитарный внедорожник - 1935 год. "Черная медаль" фирры Куроганэ, по данным Интернета, у нас в России была только одна машина такого типа - на дальнем востоке, видимо ошибался Шугуров, есть и в Москве. Такой маленький миниджип для обычного офицерского состава ныне забытая японская фирма Kurogane выпустила 5300 штук. Эти командирские четырехместные автомобили с четырьмя ведущими колесами имели V-образные двухцилиндровые моторы воздушного охлаждения мощностью 15 л. с. и возможно были первыми настоящими Джипами.

Германия представлена - несколькими довоенными Мерседесами, одним массовым БМВ, уже упоминавшимся Опелем Кадетт и Опельюю

Начнем с классики - Мерседесы:
Mercedes-Benz 230 W21 36-37 - классический "директорский"
Два очень иинтересных исполнения Мерседес-Бенц 230 ланг W143 1937-1941- исполнения лимузин и кабриолет
БМВ представлен своей самой массовой в СССР моделью (офицерам она очень понравилась) - BMW-326 (1936-1941) - у "пацанов" Бумеры всегда были модными:
Третий монстр немецкого автомобилестроения - Опель, кстати и тогда принадлежавший General Motors, представлен моделями Opel Kadet K98 и Opel Super Six 1937-1938

Двумя другими интересными машинами являются два немецкий довоенных Форда, производства европейского филиала американской компания - очень современные модели, интересно сравнить выпускавшиеся почти одновременно ГАЗ-М1 и Форд Эйфель.
Ford-V8 G78A 1937-1938

Ford-Taunus G93A 1939

Послевоенная Германия - две противоположности:
- Западный - 1957 год Mercedes-Benz 300SL Roadster.
и Mercedes-Benz W123 (1976)
А с другой стороны то, во что превратился Хорьх - Трабант P601L

Французская сторона одиноко представлена Citroen 2CV - французский конкурент Жука, может быть чуть менее успешный, но ничуть не менее известный:
Американские автомобилестроители начинаются с Buick 40 Special (1937 год) и той же машины 1936 года






Отдельная экспозиция - развитие автомобилей марки Кадиллак в 50-е - 70-е годы: интересна эволюция другого автомобиля как будто в Европе развивался один род, а в США - другой, причем судя по всему эволюция сделала выбор не в сторону американцев:



Одна из машин мною не опознана, какой-то судя по всему американец 30-х годов (по эмблеме смахивает на Паккард):

между американцами и русскими стоит - Антилопа Гну, какой-то "раритет" из кино, по аннотации принимал участие в съемках фильмов о Ленине:

Отдельный можно отметить скромную коллекцию мототранспорта:
Прародитель всех оппозитников К-72, мечта школьников - двухскоростной мопед Карпаты, для тех у кого есть Рига-8, для подросших мопедистов - понтовая Ява, а для семейных Иж-планета-3, русский мотороллер и американский трофейный.




























И в завершение велосипеды, швейные машин, и даже солнечномобиль, а так же все прочее из музея:



No comments: