Thursday, February 22, 2007

Музей на линии разделения в Рокучанах (Чехия, 2006)

Гордостью музея в Рокучанах является реплика бронеавтомобиля ОА vz.30. История создания бронеавтомобилей образца 1930 года восходит к 1926 году. когда на вооружение чехословацкой армии был принят полуторатонный трехосный (6х4) автомобиль Tatra 26/30 с двигателем воздушного охлаждения. Татровская концепция (шасси с рамой-трубой и качавшимися полуосями) обеспечивала высокую по тем временам проходимость и прямо-таки очаровала военных, поэтому они с интересом приняли предложение завода Tatra разработать на этом шасси бронеавтомобиль. Первый опытный образец с шестицилиндровым карбюраторным двигателем воздушного охлаждения мощностью 30 л.с. при 3000 об/мин имел четырехступенчатую КПП и двухступенчатый демультипликатор, механический привод тормозов, бронекорпус из броневой стали толщиной 3-8 мм; он испытывался в 1928-27 годах. Военные высоко оценили ходовые качества, но остались недовольны слабой броней. Доработки и модернизация продолжались несколько лет, и только в в 1933 году был утвержден окончательный вариант легкого бронеавтомобиля, официально названного ОА vz.30, а с января 1934 года начались поставки,серийных бронеавтомобилей в войсковые части. Всего к июню 1935 года был построен 51 экземпляр. В составе словацкой армии бронеавтомобили успели повоевать и русском фронте, где все были потеряны.
Бронетехника противостоявших армий, в отличие от автотехники, представлена в музее достаточно однообразно - образцами послевоенными из запасов Чешской армии. С нашей стороны Т-34 и Су-100, с немецкой ОТ-810 в виде Sdkfz251 Ганомаг
Как обычно большая коллекция Т-34-85:
Три танка в нормальном состоянии:

Один без двигателя, проржавевший и еще один без башни:
Две Су-100:
Из чешских машин на базе Т-34-85 - ремонтная машина VT-34, выпуск которой начался в 1961 году для собственной армии:

В коллекции музея целая подборка различных "Ганомагов" типа ОТ-810 в овечьей шкуре.
Бронетранспортеры Sd.Kfz.251 использовались вермахтом, войсками СС и люфтваффе на всех фронтах вплоть до конца войны — на 1 марта 1945 года в войсках насчитывалось 6540 машин этого типа. Незначительное количество этих бронетранспортеров получили союзники Германии — Румыния, Венгрия и Финляндия. Трофейные Sd.Kfz.251 (часто с перевооружением) применялись как англо-американскими союзниками так и Красной Армией. После второй мировой войны модернизированный бронетранспортер Sd.Kfz.251/1 Ausf D некоторое время производился в Чехословакии и под обозначением ОТ-810 состоял на вооружении Чехословацкой народной армии до 80-х годов прошлого столетия.
От Ганомага ОТ-810 отличался другим кроем бортов - у чеха они после вертикальной стенки сужались книзу, наличием крыши и удлиненным капотом, так как нужно было втиснуть более длинный двигатель Татра. Фирмы в Чехию предлагают услуги по переделке ОТ в Ганомаги, сбоку наваривают листы, срезают крышу, но все равно например сильно скошенная передняя часть выдает родную машину.
В коллекции музея 7 ОТ-810.
Наиболее восттановленный до состояния SdKfz251/D-22 c пушкой PAK-40 с декоративными фальшбортами:
Две машины явно участвуют в реконструкциях и раскрашены под "немца":Еще две машины в мышиных немецких цветах:
Два БТР в зеленых Варшавских цветах, причем одна из них, та что под тентом в варианте радиомашины - OT radio ČSRИз настоящих немцев обломки "Хетцера", самого маленького противотанкового орудия на гусеницах во время второй мировой войны. Корпус САУ лежит вверх ногами и пока никто к его реставрации не приступал:
К разряду немецкой техники можно условно отнести и подвижный макет "Тигра" на базе танка Т-55. Если не считать движителя копия очень даже неплоха, по крайней мере Башня с цимерритом: Самым интересным экземпляром послевоенной техники является амерканский БТР M113-1/2 Command and Reconnaissance Vehicle LYNX, стоявший на вооружении в Голландии и Канаде. Машина явно побывала под прицельным огнем - вариант видимо только один - Вьетнам:
На смену ОТ-810 пришли две модели БТР - ОТ-62 и ОТ-64. Машины внедрялись практически одновременно, но если колесный БТР был полностью самостоятельной разработкой, то гусеничный конверсией российского БТР-50.
Плавающий гусеничный бронетранспортер ОТ-62 создан на базе советской машины БТР-50ПК. Работы над ним чехословацкие конструкторы начали в 1958 г., а четыре года спустя ОТ-62 был принят на вооружение. На чехословацкую машину установили двигатель повышенной мощности и новую коробку передач, что увеличило средние скорости движения. На лобовой броне добавили еще один эркер (полубашенку) для третьего члена экипажа - стрелка. В боковых стенках корпуса появились дверки. облегчаюшие посадку и высадку десанта. На части машин ОТ-62 стационарное вооружение отсутствовало. На других устанавливалась небольшая вращающаяся башенка. в которой был смонтирован 7,62-мм пулемет, а снаружи ее крепился 82-мм реактивный гранатомет для противотанковой обороны. На базе ОТ-62 выпускались также штабная машина, предназначенная для работы офицеров, и машина связи н управления, оборудованная радиостанциями различного назначения. В начале 60-х гг. машины ОТ-62 стали поступать и в Войско Польское, где применялись под другим своим названием - TOPAS (сокращенно от чешских слов Transporter Оbгnenу Pasovy - транспортер бронированный гусеничный).
Послевоенная чешская техника представлена двумя четырехосными БТР ОТ-64А и ОТ-64Б с пулеметной башенкой. Братья славяне - чехи с поляками - считали, что они смогут сделать лучшую машину чем БТР-60 и видимо все таки сделали, так как даже по форме наш новейший БТР-90 очень смахивает на ОТ-64 (SKOT).
1959 г. чехословацкие конструкторы начали работу над плавающим четырехосным бронетранспортером. В 1961 г. были построены первые прототипы. В испытаниях и совершенствовании БТР принимали участие и польские специалисты. После доводки машина стала поступать в Чехословацкую народную армию под обозначением ОТ-64. Все колеса бронетранспортера ведущие, первые две оси - управляемые. Подвеска колес - независимая. Применена централизованная система регулирования давления воздуха в шинах. Движение по воде обеспечивается двумя гребными винтами.
Корпус машины герметизирован. Имеется фильтравентиляционная установка. Двигатель
«Татра 928-14» размещен в средней части корпуса. В корме БТР расположены дверцы для посадки и высадки десантников, а в крыше сделаны люки.
Первые образцы ОТ-64 были вооружены 7,62-мм пулеметом на штыревой установке. Затем машину оснастили 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом в открытой сверху и сзади башенке.
В 1967 г. польские инженеры усовершенствовали машину. На нее была установлена коническая башня (подобная той, что применялась на советских БТР-60ПБ) с 14,5-мм и 7,62-мм пулеметами. Этот БТР стал поступать в Войско Польское под обозначением SKOT-2A (название SKOT расшифровывается так: Sredny Kolowu Opancerzony Transporter - средний колесный бронированный транспортер). В дальнейшем была разработана в польской Военно-технической академии башня иной конструкции, позволяющая вести огонь и по воздушным целям. Машина с такой башней получила название SKOT-2AP. На базе бронетранспортера типа OT-64/SKOT был создан ряд специальных машин: установка ПТУР, бронированная ремонтно-эвакуационная машина, SKOT- WPT, командирские машины SKOT-R-2 и SKOT-R-3 и т. д.
В 1968 году на вооружение чешской армии поступила модель легкого разведывательного БА - ОТ65 Otter.

Эта машина была развитием венгерской машины FUG. В начале 60-х гг. венгерские специалисты, опираясь на конструкцию советской машины БРДМ, создали броневик FUG (сокращенно от слов Felderite uszogepkocsi - разведывательная плавающая машина). Привод осуществлялся на обе оси. Имелось также приспособление для преодоления окопов, аналогичное применяемому на советской БРДМ, - две пары
дополнительных ведущих колес малого диаметра. Движение на плаву осуществлялось при помощи водометов. Стационарного вооружения не было. На базе FUG была создана машина радиохимической разведки. Совершенствуя машину FUG. венгерские конструкторы оснастили ее врашающейся башней с 14,5-мм крупнокалиберным пулеметом и спаренным с ним пулеметом нормального калибра. В бортах корпуса сделали дверцы для посадки и высадки экипажа. От приспособления для преодоления окопов отказались. Появились новый двигатель Раба-МАH D2156, фильтровентиляционная установка и современные приборы ночного видения. Эта машина получила обозначение PSZH (сокращение от слов: Pancelozott szallito harcjarmu - плавающий разведывательный бронетранспортер). В чешской армии ОТ-65 применялись без башни.
В 60-х годах на вооружение чешской, польской, ливийской и югославской армий поступила
двухствольная подвижная зенитная устанвока на базе автомобиля - Praga V3S -vz. 53/59 Jesterka. Машина имеет элегантную агрессивную форму и вооружена двумя мощными зенитными автоматами образца 1959 года. Две машины в коллекции музея:Советская бронетехника представлена в коллекции одним танком Т-55АМ2B c чешскойц системой управления огнем Kladivo:
Второй танк в разгромленном виде с двигателем впереди скромно спрятан под тентом, но это то же скорее всего Т-55
На базе Т-55 чехи стали выпускать ремонтно-эвакуационную машину VT-55, две модели которой есть в музее:











Интересная модель на базе БМП-1 (В чешском варианте BVP-1), выпускается в Чехии начиная с 1990 года. По догвору об ограничениях обычных вооружений было существенно ограничено число БМП, в итоге чехи решили не резать живые машины, а сделать на их базе БТР, поставив на место башни пулеметную башенку от ОТ-64, а так как единственная определяющая характеристика БМП- есть пушка, то ОТ-90 стал бронетранспортером.

Коллекцию гусеничной техники завершают артиллерийские тягачи ГАЗ 77 ГТС-М
и АТС-2

No comments: