Saturday, March 3, 2007

Музей Шкоды в Пльзене (2006)

Музей заводов Шкода в Пльзене.Во всем мире Пльзень известен двумя марками - пивом Праздрой и машиностроительной маркой Шкода. Если посмотреть на карту города , то можно заметить, что более трети площади города занимают громадные заводы Шкоды. Причем не той Шкоды, которая производит автомобили - автомобильная Шкода располагалась в Младо Болеславе, а Шкоды производителя паравозов, танков, пушек, электровозов и много чего.
На ближней к центру города улице завода расположен небольшой заводской музей. По большому счету он интересен только интересующимся военной историей, но и с это точки зрения не представляет из себя ничего особо выдающегося но ряд экспонатов по крайней мере интересны.
Встречает фотография Эмиля Шкоды, давшего имя машиностроительной империи, купив в 1869 году заводы в Пльзене.Уже к первой мировой войне заводы Шкоды были крупнейшими в Австрии, производили почти 100% пушек всех типов и видов в Австро-венгерской империи.
С этого времени в музее:
8-мм станковый пулемет Шкода обр 1909 года (австрийский Максим)
Полевая пушка Шкода обр 1916 года - 3,7 см калибрПроизводя пушки Шкода и выпускала снаряды миллионами - тестовый образец 210 мм снаряда. После первой мировой войны заводы Шкода, насчитывавшее только в Пльзене 35 000 работников продолжали уже для независимой республики делать пушки, но изменилось время и к пушкам добавились танки, самолеты, бронемашины. С гражданской продукции начали выпускаться станки, паравозы и электровозы, трамваи, электростанции. Шкода поучаствовала и проектах века - корпуса двигателей для Ниагарской электростанации, элементы задвижек для Панамского канала, рулевые механизмы для самого быстрого судна в мире - Нормандии.
Образец 220 мм снаряда производства Шкода между войнами:
Образцы производства Шкода: авто, бронеавтомобиль, противотанковая пушка и зенитная пушка:В годы второй мировой войны Шкода стала кузницей техники Вермахта и это закончилось для нее плохо - 26 апреля 1945 года заводы Шкоды были полностью разрушены и после войны уже больше не занимались военным производством.
Современная продукция завода:
Завод сейчас:












Главные проходные Шкоды:На территории завода сохраняется промышленный электровоз начала 50-х годов производства Шкода:
Справочно: история Шкоды: http://www.skoda-club.ru/skodahistory/history.html и немного фотографий из альбома Шкоды:

В 1859 граф Валленштейн-Вартенберк (Wallenstein-Vartenberk) основал литейную и машиностроительную фабрику в городе Пльзене. Фабрика, на которой работало более 100 рабочих, выпускала машины и оборудование для сахарных мельниц, пивоварен, шахт, паровых моторов и котлов, части для металлических мостов и железнодорожных сооружений. В 1869 фабрика перешла в собственность Эмиля Шкоды (Emil Skoda), трудолюбивого инженера и динамичного предпринимателя.
Бизнес Skoda быстро рос, и в 1880-х годах фабрика представляла собой современное литейное и металлообрабатывающее производство, способное производить литье весом в десятки тонн. Литье и, позднее, ковки для больших пассажирских лайнеров и военных кораблей, а также сахарные мельницы составляли основу экспорта фабрики Skoda.В 1899 продолжавшая расти фабрика была преобразована в акционерную компанию, и перед Первой Мировой войной Skoda стала самым крупным производителем вооружений в Австро-Венгрии. Она была военно-морским и армейским подрядчиком, поставляя, в основном, тяжелые пушки и боеприпасы.На экспорт поставлялось литье, как, например, трубопроводы для электростанции на Ниагарском водопаде или для шлюза на Суэцком канале, а также оборудование для сахарных мельниц в Турции, пивоварни для всей Европы и пушки для стран Дальнего Востока и Южной Америки. Первая Мировая война привела к существенному снижению выпуска мирной продукции. Громадные суммы были вложены в расширение производства. В это время фабрики Skoda уже лидировали среди компаний на территории Чехии и за рубежом по выпуску военного снаряжения. В 1917 в одном только Пльзене было 35000 сотрудников. Шкоду называли арсеналом империи - на ней выпускали пушки для крепостей и линкоров, полевую артиллерию и мортиры, снаряды и производили мины.
Немного фотографий производства до конца 1-й мировой:
После образования Чехословацкой республики в 1918 и в сложных экономических условиях послевоенной Европы, компания трансформировалась из исключительно военной в многопрофильную. В производственную программу, помимо традиционных направлений, вошли несколько новых, таких, как выпуск паровозов и (позднее) электровозов..самолетов, кораблей, станков, паровых турбин, оборудования для электростанций и т.д.
150-мм гаубица 16/19 (1934)
Киль НормандииКорпус для Ниагары
Вторая мировая война и вынужденная интеграция компании в немецкую программу производства вооружений привели к серьезным потерям для самой фабрики (70% зданий компании было разрушено во время бомбардировки союзниками в 1945) и к потере нескольких иностранных рынков.
Шкода ковала меч для фашистской Германии:


Какой была Шкода и что с ней сделали за это:
Что было до бомбардировки:
что стало после
Послевоенная история:
Первый горизонтально-расточный станок
Хрущев на Шкоде

No comments: